Бег на короткие дистанции

Реферат по физической культуре

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура».

Тема: «Бег на короткие дистанции».

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

1. Общие сведения о беге на короткие дистанции.

2. Требования к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение.

Бег — одно из старейших и испытанных средств укрепления здоровья. В Древней Греции на одной из скал были высечены слова: «Если хочешь быть сильным—бе­гай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть ум­ным —бегай». Дошла до нас и такая фраза, автором ко­торой считают Горация: «Если не бегаешь, когда здоров, будешь бегать, когда заболеешь». Слова эти проникнуты верой в целебную силу бега.

Воздействие бега на организм чрезвычайно разнооб­разно. Он благотворно влияет на состояние нервной сис­темы, уравновешивает процессы возбуждения и тормо­жения. Профессор К. Ф. Никитин объясняет положительное влияние бега на психофизическое состояние организ­ма тем, что в это время в коре больших полушарий появ­ляются сильные зоны возбуждения. Они подавляют в мозгу доминантные очаги возбуждения, обусловливаю­щие угнетенное или раздраженное состояние, человека, его нервно-эмоциональное напряжение. Существенным также является улучшение нейрогуморальной регуляции деятельности мозга, происходящее вследствие интенсив­ного, но размеренного притока импульсов с ритмично работающих во время бега мышц.

1. Общие сведения о беге на короткие дистанции

Бег на 100 м характеризуется тем, что на всем про­тяжении дистанции нужно полностью использовать свои скоростные возможности. Спортсмены мужского пола для выполнения норматива ГТО на серебряный значок долж­ны пробегать 100 м за 14,3 с, их средняя скорость на дистанции при этом составит 7,0 м/с. У девушек на этой же дистанции скорость приближается к 5,9 м/с. Специалисты подсчитали, что при беге с такой скоростью усилия, развиваемые мышцами ног при толчке, у муж­чин составляют 240 кг, у девушек — 200 кг.

Порой приходится сталкиваться с не совсем прият­ными примерами. Так, новый, облегченный, норматив ГТО IV ступени в беге на 100 м у девушек равен 17,0с (серебряный значок) и 15,7 с (золотой значок). Боль­шинство же студенток и в это время не «укладывается». Например, в Киевском университете средний результат в беге на эту дистанцию составляет 18 с, в ряде ленин­градских вузов—18,2. Примерно такие же результаты и у студенток большинства белорусских вузов. Основная причина этого — низкий уровень развития физических качеств.

Для самостоятельной подготовки к выполнению нор­матива в беге на 100 м можно  использовать по­вторный метод с пробеганием трех-четырех отрезков по 20—30 м с максимальной скоростью и интервалами от­дыха до востановления пульса 110—120 уд/мин. Кроме того, можно применять переменный метод: пробегание двух отрезков по 30 м с максимальной скоростью и по­следующим переходом на спокойный бег 150—200 м. Та­ких ускорений желательно выполнить 3—4.

2. Требования к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма

Ныне по каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами. Установлены требования к физическому развитию к уровню функционирования отдельных систем организма, к пара­метрам психической устойчивости и др. для каждого этапа подго­товки. В этих целях применяются информативные специальные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевре­менность (по возрасту) прохождения каждого из этапов спортивно­го пути, который занимает около 10 лет непрерывной подготовки Для примера далее в тексте реферата приводится несколько наиболее про­стых таблиц с понятными для всех показателями (табл. 1 2) кото­рые также фрагментарно иллюстрируют имеющиеся наработки в науке и практике большого спорта.

Используя подобные материалы (они имеются в специальной литературе по каждому виду спорта), можно самому заинтересован­ному лицу сопоставить свои показатели с модельными характерис­тиками и объективно оценить и спрогнозировать свои возможности в достижении результатов международного класса. А это — и толь­ко это — основная целевая установка большого спорта.

Таблица 1

Наиболее значимые морфофункциональные показатели у сильнейших спортсменов (по Э.Г. Мартиросову)

Уровень значимости   Группы видов спорта  
Скоростно-силовые   Циклические   Сложно координационные   Единоборства   Спортивные игры  
  I   П   III   IV   1 2,4,7 3 5,6     1,3,4 2,5, 7 6     1,3,6,7 2,4   5       1,2,4 3,5,7 6   1,4,7 2,3, 5 6  

Условные обозначения: 1 — тотальные размеры тела, 2 — пропорции тела, 3 — конститу­ция, 4 — состав тела, 5 — удельная масса тела, 6 — осанка, 7 — состояние сводов стопы.

Таблица 2

Модельные характеристики конькобежцев высокого класса (по В А. Орлову, Т.Л. Шаровой) и лыжников-гонщиков — мастеров спорта (по И.Г. Огольцову)

Спортсмены   Показатели  
Возраст, лет   Рост, см   Масса тела, кг   Объем сердца, см   Спирометрия, л  
Конькобежцы-мужчины Спринтеры Стайеры Лыжники-гонщики   22-28   23-28 26 ± 5 26 ±5   170-185   170-185 177±6 162 ±4   70-85   64-82 69±4 50 ± 3   900—1500   950-1100 1100 ± 100 950 ± 50   5,5-7   5,5-7 7-7,5 5± 1  

Планирование многолетней подготовки спортсменов высокого класса связано с научнообоснованным установлением оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивыс­шие спортивные результаты. Во многих видах спорта периоды «первых больших успехов» или «оптимальных возможностей» достижений наивысших спор­тивных результатов совпадают или с периодом обучения будущего специалиста, или со временем начала профессиональной деятель­ности после окончания высшего учебного заведения.

Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта (по В.Н. Платонову)

В таблице 4 представлен пример фрагмента общей модели спортсмена, так называемая модель подготовленности бегуна-спрингера. Ориентируясь на данные таблицы, обычно не только выявляют сильные и слабые стороны бегуна с целью разработки эффективных программ дальнейшего его совершенствования, но и прогнозируют возможности достижения им тех или иных ре­зультатов.

Являются ли подобные модельные характеристики фетишем или возможны варианты, исключения? Конечно, возможны. Они были, есть и, вероятно, будут не только на всемирных универсиа­дах, где выступают студенты различных стран, но даже и на олим­пийском уровне.

Так, например, модель бегуна-барьериста высокого класса (на дистанции 110 м расставлены 10 барьеров, высотой 106,7 см) ука­зывает, что оптимальный рост этих спортсменов 186—192 см.

Оценка специальной беговой подготовленности спринтера (по В.В. Петровскому)

Между тем на Олимпийских играх 1952 г. в Хельсинки эту дис­танцию выиграл «малыш» Г. Диллард, рост которого 176 см. Но недостаток роста у него компенсировался высочайшей для барь­ериста скоростью бега. Ведь тот же Г. Диллард в 1948 г., случайно не попав на отборочных соревнованиях в состав олимпийской команды США на «своей» дистанции 110 м с барьерами, «пробил­ся» в команду как бегун на 100 м и победил на Олимпиаде в Лон­доне с результатом 10,3 с. Таких исключений за свою большую ис­торию спорт знает немало. Но все же — это только исключения! А значит, они редки, очень редки!

И вот вы сверили модельные показатели. Все они в полном порядке, и даже не надо делать никаких исключений. К тому же спортивная федерация, спонсоры или олимпийский комитет взяли вас под свою опеку, и у вас нет проблем ни со специальным обо­рудованием и местами занятий, ни с дорогим, качественным спор­тивным инвентарем, ни со специальным медико-биологическим обеспечением (питанием, витаминизацией и др.), ни с восстанови­тельными процедурами (спортивным массажем, сауной и др.). У вас есть все! Казалось бы, вперед, к олимпийским вершинам! Но не тут-то было! Не учли одного — временного фактора, что в сут­ках всего 24 часа!

Если мы говорим о проблеме сочетания активных занятий в сфере большого спорта и полноценной учебы в высшем учебном заведении с целью качественного освоения будущей профессии, то неизбежно сталкиваемся с проблемой времени. Современная под­готовка спортсменов суперкласса требует больших ежедневных тренировок.

Бег на короткие, средние, длинные и сверхдлинные дистанции является действенным средством совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономизации обменных процессов в орга­низме. Все это вкупе значительно повышает выносливость орга­низма человека.

Это упражнение значительно интенсивнее, чем ходьба. Так, даже при скорости бега 10 км/ч (трусца) энергозатраты составляют 10,5 килокалории за минуту (630 ккал/ч), а при скорости 15 км/ч (обыч­ный легкий бег) — 21 килокалории за минуту (1260 ккал/ч). Это составляет более половины суточной энергозатраты человека, занято­го, например, умственным трудом.

В настоящее время к коротким дистанциями относят отрезки до 800 м, средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным — от 3000 до 10 000 м и к сверхдлинным — 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). Ныне на всех дистан­циях соревнуются не только мужчины, но и женщины. Соревнования в беге на короткие, средние и длинные дистанции проводятся как на откры­том воздухе, так и в помещении.

При беге в работу включаются большие группы мышц, что вы­зывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа организма при беге на эти дистанции связана в ос­новном с аэробным обеспечением. Значительную нагрузку при беге испытывает опорнодвигательный аппарат, особенно на свер­хдлинные дистанции.

Естественно, что характер физической нагрузки имеет опреде­ленное отличие у «средневиков» по сравнению с бегунами на длинные и сверхдлинные дистанции, но в любом случае основ­ным «базовым» физическим качеством бегунов на эти дистанции является общая выносливость. Не случайно воспитанию этого ка­чества уделяется значительная часть тренировочного времени. Тре­нировки этой группы бегунов проводятся преимущественно на открытом воздухе. Вот почему велик и общий оздоровительный эффект таких тренировок, поскольку они повышают закален­ность спортсменов. Обычно бегунов отличает не только выносли­вость и закаленность, но и способность к перенесению высоких нагрузок (способность «терпеть»), что связано с необходимостью проявления волевых усилий не только в соревнованиях, но и в оп­ределенной части тренировочных занятий. Вместе с тем следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удовлетворение бегунам.

Это явление находит свое отражение в результатах специальных научных исследований. Так, было выявлено, что при беге от 20 мин и дольше с интенсивностью 60—80% от максимального возразстного показателя частоты сердечных сокращений в плазме крови значительно повышается концентрация бета-эндрофинов и метаэнцефаминов—медиаторов удовольствия. Не случайно миллионы людей во всех концах земного шара в качестве самого действенно­го лекарства от распространенной болезни цивилизованного мира – гиподинамии выбрали древнейшее легкоатлетическое упражне­ние — бег. Исследователи предполагают, что подобная реакция имеет место при всех циклических упражнениях.

Заключение.

В заключение следует отметить, что достижение высоких результатов — плод систематической и целенаправленной подготовки. Высших спор­тивных достижений добивались и люди, сравнительно поздно при­шедшие в спорт (олимпийский чемпион Владимир Куц и др.).

Спринтерский бег стимулирует работу сердца, помогает тренировать скоростную выносливость, провоцирует мощный выброс адреналина.

Заниматься спринтерским бегом рекомендуется только подготовленным спортсменам, причем не только бегунам. Скоростные качества просто необходимы в прыжках в длину и высоту, в метании, а также практически во всех игровых видах спорта.

Бегуны на средние и длинные дистанции часто практикуют занятия спринтом на тренировках, для отработки финишного рывка на большой скорости и умения ориентироваться на дорожке, при беге с большой интенсивностью.

Преодоление отрезков в 100-400 метров используют и марафонцы, в интервальном методе тренировки. Эти методы, представляющие собой чередование бега на максимальной скорости и ходьбы, отлично тренируют аэробные способности, необходимые для успешного прохождения марафонской дистанции.

Без соответствующей физической подготовки заниматься спринтерским бегом нежелательно. Он дает повышенную нагрузку на сердце, заставляет ваш организм искать дополнительные источники энергии. Элементы бега на короткие дистанции могут включаться в тренировки для похудения, но – только после консультации с врачом.

Список используемой литературы

  1. Гаврилов О. К. Физкультура. – М.: Мир, 1987;
  2. Жидкова А. П., Новиков Ю. В. Ключ к здоровью. – М.: Знамя, 1984;
  3. Николаев Ю. С., Нилов Е. И. Простые истины. – М., 1985;
  4. Петровский К. С. Азбука здоровья. – М.: Знамя, 1982; 5.
  5. Хартова Н. А.  Физкультура, труд, здоровье. – М., 1969

Смотрите, читайте также: ВзглядБаза вопросов для квиза.

Другие рефераты по физкультуре:

  1. Роль физических упражнений в режиме дня студентов. Реферат по физкультуре.
  2. Основы рационального питания и контроль за весом тела. Реферат по физкультуре.
  3. Современные системы оздоровительной физической культуры. Реферат по физкультуре.
  4. Гигиена физической культуры и спорта (одежда, обувь, места занятий, инвентарь). Реферат по физкультуре.
  5. Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры. Реферат по физкультуре.
  6. Техника основных движений и методика обучения им в волейболе. Реферат по физкультуре.
  7. Настольный теннис. реферат по физкультуре.
  8. Гимнастика. Реферат по физкультуре.
  9. Плавание. Реферат по физкультуре.
  10. Занятия на коньках. Реферат по физкультуре.
  11. Лыжная подготовка. Реферат по физкультуре.
  12. Волейбол. Реферат по физкультуре.
  13. Экстремальные виды спорта. Альпинизм. Скалолазание. Реферат по физической культуре.
  14. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья. Реферат по физкультуре.
  15. Физическая культура в общекультурной, профессиональной и социальной подготовке студента. Реферат по физкультуре.
  16. Легкая атлетика. Реферат по физкультуре.
  17. Баскетбол. Реферат по физкультуре.
  18. Азбука оздоровительного бега и ходьбы. Реферат по физкультуре.
  19. Шахматы. Реферат по физкультуре.
  20. Баскетбол

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *