Греко-римская борьба

Реферат по физкультуре

Реферат по дисциплине «Физическая культура».

Тема: «Греко-римская борьба».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Правила.
  2. Техника ведения борьбы.
  3. Технические действия.
  4. Экипировка.
  5. Весовые категории.
  6. Методика обучения и тренировки.

Заключение.

Список  литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Греко-римская борьба (классическая борьба, французская борьба, спортивная борьба греко-римского стиля) — европейский вид единоборства, в которой спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног руками.

Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX в.

С 1896 в программе Олимпийских игр, чемпионаты мира с 1904, Европы — с 1898. В Международной федерации борьбы — ФИЛА (FILA; основана в 1912 году) свыше 120 стран (1997).

Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века был признан российский спортсмен Александр Карелин, являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом, 10-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России.

  1. ПРАВИЛА.

Греко-римская борьба — это единоборство двух спортсменов с использованием различных приёмов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка — прижать противника спиной к ковру. Борец может также одержать победу, выиграв один или два периода, если борец, набрав преимущество в 8 баллов, побеждает, то встреча заканчивается, когда счёт остается равным, а схватка закончена, победитель определяется по следующим критериям:

— качество технических действий;

— меньшее количество предупреждений;

— по последнему техническому действию.

Встреча проводится в 2 периода по 3 минуты (2 минуты у кадетов и младше) с перерывом в 30 секунд. Борцы набирают определённое количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки в случае, если его соперник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). На схватку запрещено выходить со смазанным какими-либо веществами телом, что может привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступление в дискуссию с судьёй запрещено и карается зачислением проигрыша. Также борцы не имеют права разговаривать друг с другом и покидать ковёр без разрешения судьи.

  1. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ БОРЬБЫ.

Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику — правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая — для защиты.

Хотя ноги и не «участвуют в схватке», их сила и быстрота играют огромную роль. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.

Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги не рекомендуется, так как это может привести к потере устойчивости.

Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля, запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги соперника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками (более 5 секунд). Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела соперника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы, которые могут подавлять соперника силой.

В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия — перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого — это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках»  используется «дожим».

Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо, применяются на теле, что требует приложения большей физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.

  1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.

Технические действия греко-римской борьбы включают в себя оцениваемые (основные технические действия) и неоцениваемые (начальные и вспомогательные технические действия) приёмы, контрприёмы и манёвры, включающие в себя атакующие, защитные и комбинированные действия в положении стоя, полустоя, в партере, лёжа. К начальным техническим действиям относятся манёвры:

— стойками,

— передвижениями,

— захватами.

Основные технические действия:

— в стойке: броски, сбивания (переводы), сваливания;

— в партере: сбрасывания, перебрасывания, перекатывания, перевороты;

— лёжа: удержания, дожимы, перевороты.

К вспомогательным техническим действиям относятся переходные и подготовительные приёмы, обманные приёмы и отвлекающие манёвры (финты), и приёмы защиты. Все контрприёмы называются точно также как и приёмы, но с приставкой «контр-». Оценка того или иного технического действия, помимо предусмотренного правилами балла, зависит от качества («чистоты») его выполнения. Начальные и вспомогательные технические действия хоть и не оцениваются судьями, позволяют сформировать общее впечатление о квалификации и уровне мастерства спортсмена.

Различают броски проворотом, наклоном, прогибом, запрокидыванием. Две базовые разновидности бросков, в зависимости от положения тела соперника, с ковра и в стойке. Последние подразделяются на броски: с заходом к сопернику спереди, сбоку, снизу, сзади.

  1. ЭКИПИРОВКА.

В экипировку борца входят трико, носки, мягкие борцовские кеды («борцовки»), допускается платок. Последний использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся своеобразной данью традиции. Для начинающих борцов можно использовать футболку и шорты. А вместо «борцовок» могут использоваться обычные кеды или чешки.

  1. ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ.

В настоящее время международная греко-римская борьба делится на четыре основные возрастные категории: младшие юноши, юноши, кадеты, юниоры и взрослые.

Младшие юноши (молодые люди в возрасте 12-13 лет или 11 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в 10 весовых категориях от 29 до 85 кг.

Юноши (молодые люди в возрасте 14-15 лет или 13 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в 10 весовых категориях от 32 до 120 кг.

Кадеты (молодые люди в возрасте 16-17 лет или 15 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в 10 весовых категориях от 55 до 130 кг.

Юниоры (юноши в возрасте от 18 до 20 лет или 17 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в восьми весовых категориях от 55 до 130 кг. Взрослые люди (мужчины в возрасте от 20 лет и старше) борются в семи весовых категориях от 55 до 130 кг.

Для мужчин есть также специальная категория «ветераны», для мужчин в возрасте от 35 лет и старше, предположительно с такими же весовыми категориями, что и у взрослых. Кроме того, все мужские возрастные категории и весовые категории могут быть применены к вольной борьбе.

Борцы после взвешивания могут бороться только в своей весовой категории. Борцы в старшей возрастной категории могут бороться в более высокой весовой категории, за исключением тяжёлой весовой категории (которая начинается с веса более 96 кг для мужчин).

В разных странах весовые и возрастные категории могут отличаться зависимости от уровня конкуренции в этом виде спорта.

  1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ.

На сегодняшний день в теории и методике физического воспитания нет четкого разграничения таких часто используемых понятий, как средство и методы.

Под средствами понимают физические упражнения, а под методами – способы использования этих упражнений. Однако такой подход удовлетворяет тренеров по тем видам спорта, в которых результат фиксируется по времени, в килограммах, по расстоянию или в баллах с четко определенной программой предстоящих действий (виды гимнастики). В видах спорта, связанных с изменением ситуаций и высокой вариативностью действий, возникают некоторые затруднения в трактовке этих понятий.

В результате объемной и напряженной работы силовой направленности у спортсменов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, скоростной силы. Однако он проявляется преимущественно в тех двигательных действиях и условиях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень силовых качеств не всегда обеспечивает повышение силовых возможностей при выполнении характерных для данного вида спорта приемов и действий.

В пределах отдельно взятого тренировочного года или макроцикла независимо от вида спорта, структуры тренировочного процесса и особенностей силовой подготовки есть три фазы взаимоотношений между уровнем силовых возможностей (результат направленной силовой подготовки) и способностью к реализации силовых качеств, в процессе соревновательной деятельности:

— фаза снижения реализации;

— приспособительная фаза;

— фаза параллельного развития.

В современной практике спорта высших достижений используются два относительно самостоятельных и достаточно эффективные пути развития максимальной силы.

Первый путь предполагает увеличение силы за счет совершенствования нейрорегуляторных механизмов (совершенствование импульсации, внутри- и межмышечной координации) и повышение емкости, мощности и подвижности алактатного механизма энергообеспечения мышечного сокращения.

При разработке методики развития взрывной силы необходимо ориентироваться на совершенствование основных факторов, определяющих уровень этого качества, а также особенности их реализации при применении к специфике различных видов спорта. Стоит помнить, что основными факторами, определяющими уровень взрывной силы, является внутримышечная координация и скорость сокращения двигательных единиц. Что касается диаметра мышц, то его роль определяется спецификой проявления скоростной силы в различных видах спорта. Виды спорта, соревновательные дисциплины которые требуют преодоления большого сопротивления (масса собственного тела — бегуны-спринтеры, прыгуны в длину, высоту, с шестом и др.; масса собственного тела и спортивного снаряда — тяжелоатлеты, толкатели ядра, метатели молота и копья, бобслеисты и др. ; масса собственного тела и соперника — борцы, специализирующихся в различных видах), требующих проявления скоростной силы в условиях больших сопротивлений. 

Проявления силовых качеств, при эффективном осуществлении соревновательной деятельности в различных видах спорта, интенсивность и продолжительность работы в условиях соревнований в каждой конкретной дисциплине того или иного вида определяют особенности развития силовой выносливости спортсменов. В зависимости от специфики вида спорта речь может идти о взаимосвязи силы с выносливостью к работе анаэробного алактатного, анаэробного лактатного или аэробного характера, а также о проявлениях силовой выносливости применительно к изотоническим или изометрическим условиям деятельности мышц.

Силовая выносливость играет важную роль для достижения высоких результатов в различных видах борьбы, в беге на 200 и 400 м, в плавании на 100 и 200 м, гребле, горнолыжном и конькобежном спорте, фигурном катании, спортивной гимнастике и многих других видах спорта и их конкретных дисциплин. Однако огромные различия в необходимом уровне проявления силы, длительности и характере работы вызывают необходимость использования строго специфических методик развития силовой выносливости в каждом виде спорта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В греко-римской борьбе, как и в любой другой, упор делается на выносливость.

Спортсмену приходится  в течение некоторого времени полностью сконцентрироваться на том, чтобы не допустить поражения. В результате многочисленных тренировок спортсмен приобретает такие качества, как гибкость (достигается выполнением акробатических упражнений) и сила (развивается за счет работы со штангой, жгутом и гимнастической стенкой) и терпение, вырабатываемое при  отжиманиях и силовых упражнениях.

В спортивных секциях молодых ребят с молодых лет научат уверенности в себе и заложат стремление к победе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Игуменов В.М. «Спортивная борьба» 1993г. «Просвещение»;
  2. Коджасперов Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 1998 г. «Дрофа»;
  3. Лях В.И. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-11 классов» 2006 г. «Просвещение»;
  4. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов 2001 г. «Просвещение»;
  5. Лях В.И., Мейксон Г.Б. «Методика физического воспитания учащихся 5-9 классов» 1997 г. «Просвещение»;
  6. Матвеев А.П. Петрова Т.В. «Оценка качества подготовки средней школы по физической культуре» 2001 г. «Дрофа»;
  7. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры 2002 г. Физкультура и спорт;
  8. Шулика Ю.А. Спортивная борьба для учащихся 2004 г. «Феникс».

Другие рефераты по физкультуре:

  1. Азбука оздоровительного бега и ходьбы
  2. Баскетбол — 1
  3. Баскетбол — 2
  4. Бег на короткие дистанции
  5. Волейбол
  6. Гигиена физической культуры и спорта (одежда, обувь, места занятий, инвентарь)
  7. Гимнастика
  8. Движение — источник здоровья, энергии и успешной карьеры
  9. Занятия на коньках
  10. Легкая атлетика
  11. Лечебная физическая культура
  12. Лечебная физкультура — 2
  13. Лыжная подготовка
  14. Методика проведения разминки в учебно-тренировочных занятиях
  15. Настольный теннис
  16. Олимпийские игры и Олимпийское движение
  17. Основы здорового образа жизни
  18. Основы рационального питания и контроль за весом тела
  19. Плавание
  20. Санный спорт
  21. Современные системы оздоровительной физической культуры
  22. Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры
  23. Теннис
  24. Техника основных движений и методика обучения им в волейболе
  25. Фехтование
  26. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья
  27. Физическая культура в общекультурной, профессиональной и социальной подготовке студента
  28. Футбол
  29. Хоккей с шайбой
  30. Цели, задачи и средства общей физической подготовки
  31. Шахматы
  32. Шорт-трек
  33. Экстремальные виды спорта: альпинизм, скалолазание